30.04.2024
В 2020-м году мы проводили большой тест игровых накопителей, пытаясь понять, насколько NVMe SSD быстрее обычного SATA3 SSD или классического винчестера. С тех пор игры знатно «потяжелели», на рынке обосновались реактивные SSD с интерфейсом PCI-E 4.0, а крупные разработчики в лице Microsoft и Sony постоянно придумывают новые «костыли», чтобы еще сильнее ускорить время загрузки игр на консолях. Учитывая такое количество изменений, в этом материале мы попытаемся ответить на вопрос, есть ли право на жизнь у игровых HDD в 2024 году и насколько сильно на скорость загрузки влияет версия интерфейса PCI-E?
HDD Seagate BarraCuda Compute ― один из самых популярных винчестеров, который не сдает позиции даже под давлением постоянно дешевеющих SSD-накопителей. Предназначен для бытовых и игровых ПК, а также офисных систем. Объемы памяти варьируются от 500 ГБ до 8 ТБ, в данном случае мы выбрали модель на 4 ТБ с 256 МБ буфером памяти. Для записи BarraCuda Compute использует технологию SMR, которая в свое время вызвала много нареканий, но все же доказала свою надежность в сегменте бытовых HDD.
SATA3 SSD Kingston A400 ― закаленный боями ветеран, переживший несколько модернизаций. Поступил в продажу в далеком 2017-м году на заре развития твердотельных накопителей и с тех пор буквально не вылезает из топов продаж. По форме это классический 2.5-дюймовый SSD с универсальным подключением SATA3. Плюс в том, что накопитель подружится даже с сильно устаревшими ПК и ноутбуками. Минус ― черепашья скорость шины SATA3 (прим: 550-500 МБ/с).
PCI-E 3.0 Patriot Memory P300 один из самых популярных M.2 SSD с поддержкой интерфейса PCI-E 3.0. Недорогой, в меру быстрый с солидным показателем IOPS и толковым по меркам бюджетного сегмента двухъядерным контроллером. Максимальная скорость чтения существенно превышает классические HDD и SSD-накопители, достигая 2100 МБ/с.
PCI-E 4.0 SSD GOODRAM PX700 один из самых популярных M.2 SSD с шиной четвертого поколения. Оснащен продвинутым четырехканальным контроллером от Maxiotek, который избавился от большинства хронических болезней первых SSD с PCI-E 4.0. В частности, он полагается на технологию Host Memory Buffer, позволяющую использовать системную память вместо дорогостоящего DRAM. Из-за этого он не так подвержен просадкам скорости при переносе больших массивов данных.
Все тесты проводились на высокопроизводительной системе с отдельным системным накопителем от Kingston KC3000, который не будет ограничивать производительность накопителей, а в роли системного накопителя будет использоваться. Она собрана на базе новенького 16-ядерника Core i9-14900F с продвинутой, но далеко не самой дорогой материнской платой ROG Strix на чипсете Z790 и флагманским кулером Deepcool Assassin 4-й ревизии. В качестве оперативной памяти использовалась пара модулей DDR5-6200 от Patriot. Эффективную обработку видеографики обеспечивает GeForce RTX 4070 Ti SUPER с 16 ГБ видеопамяти.
Как и в прошлый раз, в тесте примут участие 10 популярных тайтлов последних лет, включая Alan Wake 2, Baldur’s Gate 3, Cyberpunk 2077, Diablo 4 и Forza Horizon 5. Главное, чтобы игры были требовательными к ресурсам и относились к разным жанрам, от RPG и песочниц до шутеров и приключенческих игрушек.
Ниже вы можете ознакомиться с таблицей со средним временем загрузки игры. В ней мы увидим существенные различия во времени загрузки игр между разными типами накопителей. В некоторых случаях разница выглядит особенно впечатляюще. В целом, PCI-E 4.0 SSD обеспечивает самое быстрое время загрузки, что подчеркивает значительное улучшение в скорости передачи данных по сравнению с предыдущими поколениями SSD и традиционными HDD.
Из общего анализа скорости загрузки особенно выбиваются результаты в The Last of Us, Starfield, Forza Horizon 5 и Alan Wake 2. Эти игры явно выиграют от использования быстрых современных накопителей и наоборот страдают от неповоротливости классических винчестеров. В Starfield разница во времени загрузки текстур в обычный HDD и PCI-E 4.0 SSD разница составляет около 70 секунд, а Last Of Us на HDD вообще загружается почти в 4 раза дольше. В Alan Wake 2 разница в более чем 70 секунд подчеркивает, как использование более современных SSD может улучшить общий игровой опыт за счет более быстрой загрузки.
Если усреднить все полученные результаты, окажется, что HDD в среднем загружает игры на 44.25 секунд дольше, чем обычный SATA3 SSD. По сравнению с PCI-E 3.0 SSD и PCI-E 4.0 SSD, разница во времени загрузки еще более значительна: 46.42 секунды и 48.45 секунд соответственно. Отметим, что PCI-E 4.0 SSD обеспечивает наиболее высокую производительность, сокращая время загрузки игр до минимума по сравнению с другими типами накопителей. Это делает их идеальным выбором для геймеров, стремящихся к максимально быстрой загрузке игр и общему повышению производительности системы.
Изначальной целью теста были именно замеры скорости загрузки игр. Однако во время тестов мы обнаружили, что в некоторых играх более быстрый накопитель может благотворно влиять на FPS, поэтому также решили измерить и этот показатель.
Если вкратце, то SSD с PCI-E 4.0 может дополнительно добавить несколько FPS по сравнению с обычными винчестерами и устаревшими твердотельниками с интерфейсом SATA3. К примеру, в A Plague Tale: Requiem на максимальных настройках в разрешении Full HD преимущество топового SSD над базовой моделью может достигать 10%. Однако при повышении разрешения до 2K и 4K разрыв уменьшается. Еще больший разрыв в FPS наблюдается в игре Hogwarts Legacy. А в Cyberpunk 2077 HDD, напротив, оказался на 2% быстрее всех тестовых SSD.
В целом картина заметно меняется от игры к игре и во многом зависит от новизны игрового движка и его умения работать с современными технологиями. При этом разница в FPS между накопителями с PCI-E 3.0 и PCI-E 4.0 в большинстве игр незначительна, что усложняет подробный анализ и выводы. Если упростить, то с более шустрым накопителем геймплей будет чуточку плавнее. А в будущем эта тенденция только усилится.
С одной стороны, результаты получились довольно красноречивыми: HDD заметно отстает по времени загрузки от современных SSD. Что еще хуже, в некоторых случаях HDD может приводить к небольшим статтерам, подтормаживаниям и фризам, снижая плавность геймплея и общий FPS. С другой стороны во многих играх средний FPS никак не меняется, а среднее время загрузки самой игры увеличивается, плюс больше времени требуется на загрузку сейвов, однако речь идет не о часах или десятках минут, а о лишних 40 – 50 секундах. При этом жесткие диски большой емкости стоят в разы дешевле, чем NVMe SSD той же емкости. К примеру, тестовый Seagate на 4 ТБ стоит в районе 4000 гривен, то есть выходит около 1000 гривен за терабайт. У Kingston A400 и Patriot Memory P300 один терабайт данных стоит чуть выше 2000 гривен, а за 1 ТБ памяти у продвинутого GOODRAM PX700 придется отдать почти 4000 гривен.