31.10.2023
Появление в смартфонах определенных функций и улучшение их тут же приводит к исчезновению отдельных устройств, которые вполне существовали до того. Так было с MP3-плеерами, диктофонами, а сейчас добралось и до фотокамер. Нет, они не вымерли как класс, но по большей части перепрофилировались в продвинутый любительский и профи-сегмент. Действительно ли камерофоны одержали победу в битве с фотоаппаратами? Давайте разбираться.
Покуда шло противостояние между зеркальными камерами и беззеркалками, в котором безоговорочно победили последние, существенно нарастила потенциал мобильная фотография. Все больше людей отказывается от фотоаппаратов в пользу смартфонов с продвинутыми камерами. И на то есть веские причины.
Главный плюс фотографирования на смартфон — это мобильность. Телефон всегда находится под рукой, спокойно помещается в карман или небольшую женскую сумочку, его можно достать и тут же вести съемку. Готовые снимки обрабатываются в мобильных фоторедакторах, выкладываются в соцсетях, отправляются друзьям и близким через всевозможные мессенджеры. Это не вызывает особых сложностей и не требует много телодвижений, как в случае с фотоаппаратами.
Для быстрой съемки смартфоны подходят идеально. В подавляющем большинстве они фотографируют и записывают видеоролики в авторежиме. Причем системы искусственного интеллекта и машинного обучения, гибко внедряемые в мобильной фотографии, позволяют определять жанр съемки и адаптировать под него настройки, будь то пейзаж, портрет, фотографирование животных или растений. «Умные» алгоритмы в буквальном смысле дорисовывают изображение, чтобы кадр выглядел красивее. Плюс этого — нет нужды заморачиваться с параметрами съемки, что в разы упрощает процесс.
Смартфоны хороши тем, что их можно быстро достать из кармана и оперативно сделать снимок без лишних заморочек. |
Дополнительные настройки в камерах мобильных телефонов тоже встречаются, но идут они скорее бонусом. Так, во многих камерофонах предусматривается отдельный профи-режим съемки с возможностью ручной установки выдержки, баланса белого, светочувствительности (ISO), коррекции экспозиции. Мануальные настройки предоставляют контроль над съемочным процессом, позволяя гибко манипулировать камерой смартфона под конкретные нужды.
Под разные нужды мобильных фотографов в смартфонах обычно предусматривается несколько модулей основной камеры. Эталонный вариант включает в себя ведущий сенсор со средним фокусным расстоянием, широкоугольный модуль для обзора обширного пространства и телеобъектив с оптическим увеличением для съемки отдаленных объектов. Вместо телевика может быть установлена макрокамера, также картину нередко дополняет сенсор для измерения глубины резкости — он используется в портретном режиме для получения эффекта размытия фона. К слову, снимать красивое боке смартфоны умеют методом программного размытия фона и топовые модели камерофонов научились делать это весьма неплохо. Тем же «Айфонам» равных по эффектному размытию фона придется хорошенько поискать. Впрочем, даже самый качественный софт все еще иногда ошибается, когда отделяет главный объект съемки от фона.
Для избежания смаза изображений и получения плавного видеоряда в камерофонах нередко применяются системы оптической и даже матричной стабилизации. Как правило, стабилизированным делается ведущий датчик изображения основной камеры, реже — телевик (съемка на длинных фокусных расстояниях априори требует неподвижности камеры во избежание получения микросмазов на фотографиях).
Системы оптической и матричной стабилизации помогают избежать смазов на фотоснимках и повышают плавность записываемого видеоряда. |
В ряде моделей смартфонов с фотографическими амбициями можно встретить телевик с переменной кратностью зуммирования. Однако он является большой редкостью, хотя и позволяет приближать объекты в кадре без использования цифрового зума, который выполняется программными алгоритмами и неминуемо ухудшает качество изображения. Оптика с переменной светосилой — еще один важный атрибут продвинутых камерофонов. Регулируя отверстие диафрагмы, можно управлять глубиной резкости и размытием фона.
В последнее время вновь набирает обороты небезызвестная гонка мегапикселей. Так, на борту флагмана Samsung Galaxy S23 Ultra установлен ведущий датчик изображения с разрешающей способностью 200 МП. Однако в авторитетном рейтинге DxOMark смартфон находится ниже, чем условный Google Pixel 7 Pro с 50 МП основным датчиком и даже Apple iPhone 13 Pro с тремя объективами по 12 МП. Это связано с размером пикселей и функцией биннинга — объединения соседних пикселей, чтобы они работали как один большой. Фактически Samsung Galaxy S23 Ultra снимает с биннингом по 16 пикселей, что выливается в итоговое разрешение кадра 12 МП. Промежуточный вариант с объединением 4 пикселей в одну группу позволяет получать снимки с разрешением 50 МП. Впрочем, высокое разрешение кадра — это отнюдь не залог успеха. При выборе камерофона обращайте внимание не на число мегапикселей, а на реальные возможности камеры, руководствуясь отзывами, обзорами и т.п. Подробнее об этом поведано в статье «Мегапиксели в камере смартфона: так ли важно их количество?».
Матрицы в мобильных телефонах уже перешагнули рубеж в 200 МП. Однако на практике столь высокое разрешение не дает очевидного прироста качества изображения. |
Определенный буст в качестве фотографий дают коллаборации маститых брендов фототехники и производителей мобильных устройств. Так, камеры фотофлагманов Xiaomi выпускаются в сотрудничестве с Leica, а на борту камерофонов от Sony гордо красуется лычка авторитетной немецкой компании Zeiss. Какие существуют «Коллаборации известных производителей смартфонов и гигантов фотоиндустрии» — читайте в отдельном материале.
Практически любой смартфон обойдется дешевле условного фотоаппарата со сменной оптикой. Но даже равнозначная продвинутому камерофону беззеркалка позволит выиграть и в плане качества изображений, и по части возможностей фото- и видеосъемки, если публиковать отснятые материалы планируется не только в соцсетях. Приобретая именно смартфон, вы платите за топовое «железо», передовые характеристики экрана, всевозможные беспроводные коммуникации. Камере в сумме отводятся лишь определенные крохи стоимости, поэтому соперничать с фотоаппаратами смартфонам весьма сложно.
Основа фотографии — это свет. Одним из главных преимуществ фотоаппаратов перед камерами смартфонов является размер матрицы. Чем крупнее датчик изображения, тем больше света он может впитать. А значит снимки получатся более яркими, детализированными и малошумными.
В некоторых сюжетных сценах смартфоны почти не уступают «взрослым» фотокамерам. Но лишь при условии достаточного количества света. |
В камерофонах даже самого топового уровня размер сенсора обычно не превышает 1”. Подобную матрицу можно было лицезреть в камере Sony RX100 родом из далекого 2012 года. Датчики изображений формата Micro 4/3, APS-C и полнокадровые сенсоры имеют гораздо больший физический размер — каждый отдельно взятый пиксель в них способен поглотить больше света. Плотная «упаковка» пикселей, как это практикуется в камерофонах, сулит появлением шумов на фотоснимках — ни один смартфон не сравнится с фотоаппаратом по работе на высоких ISO, что важно при съемке в условиях недостаточного освещения.
По характеру размытия фона фотоаппараты со сменной оптикой существенно опережают смартфоны, хотя от поколения к поколению последние становятся лучше. |
Привилегия фотоаппаратов — сменные объективы. Для реализации творческого потенциала выпускается огромное количество оптики с самым разнообразным покрытием фокусных расстояний. Это могут быть зум-объективы с большой кратностью оптического приближения, светосильные «ширики» и «портретники», дальнобойные объективы для фотоохоты за пугливыми зверушками в дикой природе, специализированная оптика для съемки с эффектом «рыбьего глаза» и т.п. Вопрос только в цене. Если вы можете себе позволить набор объективов, возможности с камерой будут кратно выше опций смартфона.
Камера и набор оптики к ней позволяют реализовать творческий потенциал на порядок лучше, нежели если вести съемку на камерофон. |
Связка большого сенсора изображения и светосильной оптики позволяет добиться эффектного размытия фона, которого точно не получится достичь программными методами обработки. В этом плане фотоаппараты тоже стоят на голову выше мобильных визави. С настоящим боке программное размытие попросту не сравнится.
В фотокамерах современного модельного ряда очень пристальное внимание уделяется системам автофокусировки. Нынче получила распространение практика внедрения в автофокус алгоритмов искусственного интеллекта и принципов машинного обучения, благодаря чему возможна наводка на резкость по глазам людей в кадре, отдельным частям тела, реализованы функции распознавания животных, птиц и транспортных средств. Автофокус в беззеркалках продвинутого и флагманского уровня способен цеплять объект съемки практически в кромешной темноте, надежно удерживать его в фокусе и делать это стремглав быстро (от 0.02 сек в зависимости от модели камеры).
Как уже говорилось, свет — всему голова. При недостатке наружного освещения на «горячий башмак» фотоаппарата можно поцепить внешнюю вспышку или установить синхронизатор для управления отдельностоящими импульсными источниками света. Смартфоны же в подавляющем большинстве не умеют работать со вспышками, а встроенное решение вряд ли сможет удовлетворить потребности мобильного фотографа.
Вспышки для смартфонов — это большая редкость. В основном они выпускаются для топовых камерофонов на манер iPhone, флагманов Samsung и Google Pixel. |
Изредка встречаются исключения из этого правила, однако они дорогие и совместимы далеко не со всеми моделями камерофонов (зачастую с мобильниками Apple и Samsung).
Во «взрослых» камерах акценты ставятся не только на возможности фотосъемки, но и на продвинутую видеозапись. Даже простейшие беззеркалки спокойно записывают Full HD видео с высокой кадровой частотой, а многие линейки камер и вовсе ориентированы на профессиональный видеопродакшн в разрешениях кадра 4К и выше. В распоряжение оператору предоставляются системы оптической стабилизации в объективах или матричного внутрикамерного стаба, инструменты и режимы для получения максимально качественной и детализированной картинки. Но отснятый материал в любом случае придется обрабатывать отдельно на компьютере. Плюс к этому понадобится обзавестись быстрой картой памяти, которая стоит недешево.
Смартфоны тоже уже научились снимать видео в формате кадра от 4К и вплоть до 8К, они готовы к интервальной съемке, роликам с замедленным движением и даже ProRes. Причем все это реализовано максимально просто и доступно: открываем камеру, выбираем режим, нажимаем запись и «поехали». Готовые видео можно обработать прямо на лету — в стоковом или загруженном редакторе.
С точки зрения профессиональных съемок камерофоны и рядом не стоят с фотоаппаратами по возможностям фотографирования и записи видео. Однако в любительском сегменте смартфоны практически полностью вытеснили некогда популярную гвардию цифровых компактов с несменной оптикой — их приобретение попросту не имеет смысла, поскольку телефон под рукой снимает вполне на уровне таких фотоаппаратов. Исключением из правила являются по большей части ультразумы с высокой кратностью приближения и продвинутые модели камер с большими датчиками изображения.
Мобильная фотография на то и зовется мобильной — она преследует немного иные цели, нежели поставленные перед камерами со сменной оптикой. Камерофоны находятся вне конкуренции, если их предполагается использовать в качестве удобного повседневного решения для наполнения соцсетей и собственного архива фото/видео. Для более серьезных задач понадобится инструмент помощнее — камера со сменным объективом.