Dolby Digital и DTS: сравнение и выбор лучшей технологии

30.06.2023

Когда-то, когда телевизоры были маленькими, а кино еще снималось на пленку, мало кто обращал внимание на качество звукового сопровождения картинки. На заре кинематографа озвучка была монофонической, потом появилось стерео, а в конце 20 века аналоговый звук постепенно уступил место цифровому ─ в широком смысле — цифровым технологиям обработки, хранения и воспроизведения звукового сигнала.

Dolby Digital и DTS: сравнение и выбор лучшей технологии

Сегодня ни один фильм и сериал невозможно представить без двух главных стандартов кинотеатрального звука — Dolby Digital и DTS. В этой статье мы расскажем, что это такое, в чем отличия и что лучше.

Что такое Dolby Digital и DTS


Dolby Digital и DTS (Digital Theater Systems ─ цифровые театральные системы) ─ это форматы сжатия аудио, использующиеся для кодирования цифрового объемного звука, окружающего слушателя/зрителя со всех сторон.

До появления обеих технологий в мультимедийных системах часто использовалась их имитация с помощью стерео форматов, таких как Dolby Surround, Dolby Stereo и Dolby Pro Logic. Они действительно создавали некое подобие объемного многоканального звука, но его полноценная реализация стала возможна лишь с полным переходом с аналогового аудио на цифровое и с появлением семейства форматов Dolby Digital и DTS.

Сегодня это два конкурирующих лагеря на звуковом поле битвы, как Intel и AMD в компьютерах, Apple и Android в гаджетах или Braun и Philips в электробритвах. Кто из них лучше, судите сами.

Dolby Digital

Это технология, по сути реализующая алгоритм сжатия и распаковки цифровых аудиоданных в соответствии с заданным форматом многоканального аудиокодирования. Аудиокодек первым получил статус отраслевого стандарта в начале 90-х. Впервые он использовался в 1992 году для кодирования звука театральной версии фильма «Бэтмен возвращается».

В Dolby Digital для сжатия применено перцептивное кодирование (простыми словами, адаптация звуковых сигналов для наилучшего восприятия человеком). Пользователь получает высококачественный пространственный звук 5.1 (5 каналов с полной полосой пропускания и 1 канал НЧ эффектов) при малой скорости передачи данных (это называется низкий битрейт). В таком виде формат получил распространение на DVD-дисках, а позже — на Blu-Ray, в онлайн-кинотеатрах и популярных стриминговых сервисах.

Например, сравнительно недорогой беспроводной саундбар JBL Bar 5.1 обеспечивает отличный звук с мощными басами и эффектом присутствия не хуже, чем в кинотеатре. Он внешне красив и легко сопрягается со смартфоном, а съемные динамики позволяют разместить их где угодно!


Позднее появились улучшенные версии ─ Dolby Digital Plus, поддерживающая увеличенный битрейт и формат 7.1, и Dolby TrueHD с поддержкой до 14 каналов (в настоящее время используется только 8), обеспечивающая звучание студийного качества (без потерь), благодаря алгоритму сжатия без потерь MLP (Meridian Lossless Packing).

Например, система Yamaha YSP-2700 с массивом из шестнадцати излучателей обеспечивает реалистичное звучание формата 7.1. Четкий и насыщенный бас идеально сочетается с системой калибровки IntelliBeam, автоматически формирующей оптимальную звуковую картинку в помещении любой формы и размера. В числе других достоинств системы, кроме Dolby Digital, поддержка Интернет-радио и музыкальных потоковых сервисов.


Dolby Atmos

В этой, пока что самой последней версии Dolby Digital, главным новшеством стал объектно-ориентированный звук. Вместо использования предопределенных аудио-каналов (например, 5.1 или 7.1), Dolby Atmos работает с объектами звука. Он использует метаданные, которые описывают положение и движение каждого звукового объекта в трехмерном пространстве. Это позволяет адаптировать воспроизведение звука к конкретной акустической системе и комнате в реальном времени, обеспечивая оптимальное звуковое впечатление для каждого слушателя. Как это выглядит на практике? Представьте. что звук пролетающего на экране вертолета “гуляет” по колонкам вслед за траекторией движения вертолета. Круто? еще бы.

Но реализация такого решения требует монтажа дополнительных каналов в потолке или высоких точках. Впрочем, производитель заявляет, что подойдут и стандартные акустические системы, использующие техники виртуального звука и алгоритмы обработки сигналов.


DTS

Эта цифровая технология появилась в 1993 году, через год после Dolby Digital, и впервые была применена Стивеном Спилбергом для озвучивания фильма «Парк юрского периода». Он же стал первоначальным инвестором компании DTS. В DTS используется другой метод сжатия, называемый кодированием с адаптивным преобразованием, который в теории может привести к повышенной пропускной способности цифрового сигнала и росту качества звучания. Разновидности формата DTS, предназначенные для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличаются по алгоритмам кодирования и по степени сжатия, начиная от обычного 2.0 в DTS Express для HD DVD, до 7.1 без потерь в DTS-HD Master Audio.

DTS:X

Этот аудиокодек был представлен в 2015 году, как предназначенный для формирования объемного звука, «который движется в пространстве, как в реальной жизни». Может показаться, что описание очень напоминает Dolby Atmos, и это действительно так. DTS:X был создан, чтобы составить конкуренцию детищу Dolby Laboratories. По сути это тот же lossless DTS-HD Master Audio,с поддержкой 7.1, но с большим эффектом погружения. Формат получил широкое распространение в системах домашнего кинотеатра, Blu-ray, сервисах Vudu и Hulu.

Прекрасным примером реализации DTS:X является саундбар LG SN11R. Основная акустическая панель включает семь физических динамиков (два из них восходящие). Кроме того, есть внешний беспроводной сабвуфер и пара довольно крупных тыловых колонок, гарантирующих потрясающе реалистичный звук.

Сходства и различия между Dolby Digital и DTS

Оба решения предоставляют одинаково удивительные впечатления:

  • Реалистичное звуковое восприятие за счет множества активных каналов.
  • Высокое качество за счет эффективного сжатия, позволяющего передавать аудио с высокой детализацией и широким динамическим диапазоном.
  • Совместимость с большинством аудио- и видеоустройств и платформ.
  • Иммерсивный опыт: обе технологии благодаря «объемным» эффектам помогают создать атмосферу и эмоциональную глубину в кинофильмах, видеоиграх и других развлекательных контентах.

А теперь об отличиях. В технологиях используются разные алгоритмы сжатия, что может привести к некоторым различиям в звуковом профиле и предпочтениях слушателей. Например, у Dolby Atmos битрейт не превышает 18 Мбит/с, а у DTS-HD Master Audio он может доходить до 24.5 Мбит/с.

Теоретически, это должно обеспечивать лучшую детализацию и схожесть с оригиналом. Однако, на деле разница в качестве звучания при восприятии на слух становится заметна только на высококачественных аудиосистемах или при использовании оригинальных немодифицированных источников.

Dolby Digital или DTS: что выбрать?

Согласно сухим цифрам, DTS:X должен обеспечивать более реалистичное звучание, ведь у него выше битрейт. С другой стороны, у Dolby Atmos лучше соотношение сигнал/шум, а калибровка аудиосистем осуществляется намного эффективнее и проще. К сожалению, не было никакого объективного исследования двух звуковых стандартов, которое могло бы помочь нам определить лучший из двух.

DTS:X работает со стандартной многоканальной акустикой, не требуя монтажа потолочных спикеров. Всю работу по созданию объемного разнонаправленного звука здесь выполняет специальный процессор. Вам всего лишь нужно купить аудиосистему с поддержкой DTS: X, и вы легко сможете настраивать звук, как вам нравится. Например, увеличить громкость речи и снизить уровень слишком громких фоновых эффектов. Но, к сожалению многих киноманов, Netflix и Amazon Prime Video пока не используют DTS:X. Они предпочитают Dolby Atmos из-за более низкого битрейта, элементарно экономя на трафике. Netflix вообще выпускает шоу и фильмы с поддержкой Dolby Atmos с максимальным битрейтом 768 кбит/с., утверждая, что качество звука неотличимо от мастер-трека без потерь.

Популярные домашние кинотеатры

Dolby Digital создает звуковой «купол» за счет использования потолочных динамиков, что делает его более востребованным в кинотеатрах. Но выбирая звук для дома, вам совсем не обязательно сверлить потолок. В продаже достаточно аудиосистем и телевизоров с отражающими (направленными вверх) динамиками.

Таким образом, можно сказать, что в битве форматов DTS: X против Dolby Atmos пока что условно побеждает второй за счет большего распространения в кинозалах и на стриминговых платформах. Но существенной разницы в звучании вы не услышите, если, конечно, у вас не абсолютный слух (а таких счастливчиков один на 10 тысяч).

Хорошей новостью является то, что выбирать между DTS: X и Dolby Atmos не обязательно. Обе технологии поддерживают практически все OLED, QLED и MiniLED телевизоры, многие мультимедийные проекторы, ресиверы домашних кинотеатров, и даже некоторые ТВ боксы.

Вердикт

Подводя итоги, можно сказать следующее: если вы хотите добиться качественного, реалистичного звучания, выбирайте хорошую физическую акустику и ресивер с поддержкой обеих современных технологий. Это будет влиять на ваши впечатления больше, нежели знание, в каком формате записана аудио дорожка — Dolby Digital или DTS.

Статья полезна? Да 0 Нет 1

Каталог статей

Мы используем cookie-файлы
Ваш регион Москва?
Нет