Steam Deck: все что нужно знать о революционной портативной консоли от Valve

26.04.2022

В конце февраля 2022 года в официальную продажу наконец-то поступит Steam Deck ― карманный суперкомпьютер для геймеров от Valve и вроде как убийца портативной консоли Nintendo Switch. При анонсированной цене в $399 за базовую версию консоль от Valve обещает запускать все современные ААА-проекты хотя бы на средних настройках графики, в нее уже вшит магазин Steam, а используемая операционка на базе Linux позволит использовать консоль в роли обычного ПК. В общем, это совершенно уникальная штука, которая либо перетрясет игровой рынок, либо уйдет в небытие, как другие перспективные разработки Габена и компании, включая консоль Steam Machine. И к ней довольно много вопросов. Поэтому и весь текст будет построен в формате коротких вопросов и ответов. Надеемся, что после прочтения он поможет вам составить более подробное мнение о Steam Deck и лучше понять, нужно ли вам такое добро или нет. Поехали.

Steam Deck: все что нужно знать о революционной портативной консоли от Valve

Насколько Steam Deck большой?

Так как речь о портативном девайсе, для начала вооружимся весами и рулеткой. И вот тут первый сюрприз. Габариты у Steam Deck ни разу не компактные: 117x298x49 мм, вес 670 грамм, дисплей ровно 7 дюймов. Если 400-грамовый Nintendo Switch в шутку называли смартфоном с ожирением, а у некоторых игровых журналистов от него уставали руки, то Steam Deck просится на сравнение с планшетом, к которому присобачили геймпад. А сенсорный дисплей лишь добавляет сходства. Для сравнения iPad Mini 2021 весит 293 грамма, а его габариты составляют 195x135x6 мм. А вот еще более наглядное сравнение с бананом, спасибо добрым людям с портала Sweclockers.


Какие игры поддерживаются?


В теории Steam Deck сможет запускать любые игры из библиотеки Steam. С декабря Valve занимается тестированием на совместимость, прогоняя через консоль самые важные игры из библиотеки Steam. С одной стороны требования игры должен потянуть сам SteamDeck с другой стороны игра должна поддерживать управление с помощью контроллера, дружить с популярными раскладками и уметь работать в разрешении 1280x800 или 1280x720 точек. Это базовое разрешение дисплея консоли. Также нужно получить благословение от компании-разработчика. По последнему пункту пока упираются лишь разработчики Fortnite, которых в консоли Valve смущает отсутствие анти-чита.

По данным на середину февраля проверено около 500 популярных тайтлов, которым присваивают определенный статус.

  • Полная совместимость: Игра отлично работает на Steam Deck без дополнительной настройки.
  • Можно играть (перед запуском игроку придется вручную настроить какие-то параметры)
  • Не поддерживается
  • Неизвестно (еще не подошла очередь на проверку).

Список постоянно расширяется. Найти его можно по ссылке https://www.steamdeck.com/ru/verified.


А какие игры консоль действительно потянет?


Steam Deck действительно способна выдавать вполне комфортный фреймерейт во многих ААА-тайтлах вроде DOOM Eternal, God Of War 2018, Death Stranding и Star Wars Fallen Order. Как так получилось? А вот как ― внутренности консоли похожи на винегрет из компактной начинки старого и нового поколения консолей Sony и Microsoft.

Установленный в Steam Deck кастомный 8-поточный процессор AMD на архитектуре Zen 2 является братом-близнецом чипов из PS5 и Xbox Series X, но с уменьшенным количеством ядер и чуть более низкой тактовой частотой (3.5 ГГц против 3.8 ГГц). Объем оперативки составляет те же 16 ГБ. А вот видеокарта в портативке естественно не дотягивает до консолей нового поколения, иначе Steam Deck весил бы на полтора-два килограмма больше.


Графический процессор консоли от Valve оснащен 8 вычислительными блоками с рабочими частотами от 1 до 1.6 ГГц, а его суммарная мощность составляет 1.6 терафлопс. Для сравнения у видеочипа в Xbox One S было 1.4 терафлопс, а у PS4 1.8 терафлопс. То есть графические возможности Steam Deck плюс-минус соответствуют консолям прошлого поколения. Но есть два важных уточнения. Дисплей портативки работает в разрешении 720p, а это значит что нагрузка на него будет поменьше, чем на PS4 и Xbox One S. А мелкие шероховатости на компактном дисплее не так бросаются в глаза, как на большом 4K телевизоре, поэтому даже на минималках та же Control смотрится отлично. Плюс видеоадаптер консоли поддерживает трассировку лучей и VRS. Спасибо более современной архитектуре RDNA 2.

Ладно, а сколько конкретно FPS выдает консоль?

Термин «потянет игры» весьма расплывчатый, поэтому обратимся к замерам. Первое, что нужно знать: все игры, получившие статус «полная совместимость», без проблем работают на Steam Deck со средними настройками графики при разрешении 720p. В зависимости от конкретной игры уровень FPS находится в пределах 30 – 80. Причем, речь идет не о «Танках» или CS:GO, а о прожорливых ААА-тайтлах калибра God Of War и Control. Пример с последней особенно показателен: на низких настройках графики детище Valve стабильно выдавало около 55 FPS, а на средних держалась в пределах 35 FPS. Круто, правда? Еще круче ― это 40 FPS в Ghostrunner со включенной трассировкой лучей. А, к примеру, в Devil May Cry 5 на средних настройках и с включенным сглаживанием так вообще выходит под 90 кадров в секунду.


А как вообще играется?


На удивление ровно, без тормозов, просадок, подвисаний и вылетов. По крайней мере в тех ААА-тайтлах, что уже доступны. Уверены, что условный Cyberpunk 2077 или Deathloop заставят детище Valve крутиться с тройной скоростью и потеть, как на первой тренировке по кроссфиту. Впрочем, в этом случае вопросы не к консоли, а разработчикам игр ― поляки из CDRP пали жертвой собственных амбиций, а Arcane забыли про оптимизацию.

Что немаловажно, Габен и команда отлично продумали систему охлаждения, особого дискомфорта во время игры нет. Средняя температура процессора и видеочипа при активном использовании не поднимается выше 82°C, корпус по центру прогревается до 45 – 50°C, а боковые части, за которые игрок и держится во время игры, нагреваются меньше всего — до 25 – 27°C.

Так это с левой коронный, а с правой похоронный по Nintendo Switch?


Нет, и еще раз нет, конкуренция между Valve и Nintendo придумана журналистами ради лишних кликов. Финансовые показатели и огромная фанбаза Nintendo показали, что японцы живут в своей собственной вселенной и им не интересны местечковые разборки. Мощное железо, библиотека Steam, скромные графические возможности Свича и даже графика как в Pockemon Legends не заставят поклонников Nintendo отречься от своей веры и переметнуться в соседнюю церковь.

Правильнее сравнить Steam Deck с другими «портативными компьютерами» вроде AYA Neo, GPD Win Max и ONEXPLAYER. Судя по первоначальным тестам Steam Deck уверенно уделывает их, но пока на этом поприще мало конкретики, чтобы делать какие-то далекоидущие выводы.

А что насчет программной основы и дополнительных возможностей?


Steam Deck работает под управлением кастомной операционки SteamOS, которая построена на базе Linux и оптимизирована для работы на портативных устройствах. А это сильно упрощает жизнь игроку. Во-первых, Steam уже вшит в ОС, поэтому можно буквально в пару кликов запустить Steam Deck, выбрать нужную игру (предварительно ее установив) и, собственно, играть. Причем, это не какой-то Steam Lite, а полноценный Steam с адаптированным интерфейсом под 7-дюймовый сенсорный дисплей.

Во-вторых, в консоли уже реализованы многие полезные плюшки Steam вроде возможности создания профилей с разными раскладками контроллера или облачной синхронизации игрового прогресса. То есть, можно играть лежа на диване, а потом продолжить игру с того же места уже на ПК. Также в ней реализован аналог фичи Quick Resume, позволяющий выйти из игры, а потом продолжить ее ровно с того же места. Ну а в будущем Steam Deck сможет стримить игры с ПК, если не хватит мощности собственного железа. Для этого Valve запустила сервис Steam Remote Play, который по сути является аналогом GeForce Now.

А как у Steam Deck с управлением?


Раскладка управления Steam Deck является собой нечто среднее, между контроллерами от Xbox и PS. С той разницей, что стики расположены сверху, а не снизу. Поначалу казалось, что это может убить игровой вайб и вместо наслаждения игровым процессом геймеры будут воевать со стиками. Но нет, инженеры Valve сделали все с оглядкой на то, как игрок будет держать корпус консоли в ладонях, поэтому стики ложатся аккурат под большие пальцы и к ним привыкаешь буквально за пару минут. Дополнительно на задней панели прячутся рычаги-лепестки как в турнирном геймпаде Xbox Elite, а под каждым стиком находится небольшие сенсорные трекпады. Дисплей, к слову, тоже сенсорный.

Сколько игр поместится в памяти Steam Deck?

В продажу поступит 3 версии приставки, которые отличаются исключительно размером и типом встроенного хранилища. Младшая версия оснащена 64 ГБ памяти класса eMMC, в средней и старшей модели установлены NVMe SSD объемом 256 ГБ и 512 ГБ. В первом случае памяти не хватит даже, чтобы установить MK11 или Forza Horizon 5. В остальных случаях имеем вполне вменяемые накопители уровня игровых ПК, на которые можно накатить несколько крупнокалиберных проектов и десятки инди-игр.

Поэтому все версии Steam Deck предусмотрительно оснастили слотом для карт памяти формата MicroSD. Поначалу в сообществе геймеров это вызвало много споров, сомнений, стенаний и ругани. Но как показали тесты, при наличии в меру быстрой карточки скорость загрузки игр не особо отличается. К примеру, на запуск Control в обоих случаях уходит 44 секунды, Ghostrunner на SSD загружается за 8 секунда, а с карты памяти за 19 секунд.

По слухам, Valve предусмотрела возможность замены штатного SSD на любой другой M.2 SSD формата 2230. Но пока игры быстро грузятся с карты памяти, в этом нет никакого смысла.

Может ли Steam Deck заменить ПК?


Но не играми едиными. В определенном смысле портативная консоль от Valve может заменить стационарный ПК и планшет. Благодаря встроенным беспроводным адаптерам и операционке на базе Linux Steam Deck позволяет заниматься тем же делами, что и на обычном компьютере или планшете. Например, использовать браузер, копаться в почте, смотреть ролики на ютубе, скролить посты про успех в инстаграме, отвечать в мессенджерах и т.д. Благо, что большинство современных сервисов давно переехали в веб и жесткой подвязки к Windows или MacOS у них, как правило, нет.

Интересно, что в самой Valve предпочитают термин «мобильный ПК» вместо «игровой консоли», подчеркивая, что это совершенно новый тип устройств. Чтобы не лезть за словом в карман, пользователю дают полный контроль над системой. Хотите ― удалите SteamOS и накатите вместо нее Windows. Не нравится стоковый магазин игр? Установите Origin или Epic Game Store. Либо играйте в игры с других платформ, используя популярные эмуляторы.

Единственный минус такого Steam PC заключается в том, что из портов подключения в корпусе предусмотрен лишь USB C и тот для зарядки. Однако уже в ближайшее время Valve обещает выпустить док-станцию с аудио/видео/сетевыми портами с помощью которых Steam Deck можно подсоединить к монитору, подключить мышь с клавиатурой и работать с таблицами, текстами или кодом. Можно будет и поиграть, но тут нужно держать в уме разницу, что железо консоли не всесильно и рассчитано на разрешение 720p.

А что с недостатками?


Пока что у Steam Deck есть лишь 2 заметных недостатка. От долгого лежания устает спина, а зарядный кабель не всегда достает до розетки. А если серьезно, то есть небольшие проблемы с батареей. Во время анонса консоли в Valve говорили про 8 часов непрерывной работы от одного заряда. Зная, как быстро разряжаются игровые ноутбуки, в это было сложно поверить, так оно и оказалось.

На деле прожорливые игры вроде Control или Forza Horizon 5 высушивают батарею максимум за 2 часа. В большинстве протестированных ААА-проектов аккумулятор продержался не дольше двух с хвостиком часов. Если играть с настройками графики, отключив какие-то особо требовательные функции или заблокировать фреймрейт на 30 FPS, время автономной работы можно увеличить до 3 часов. При запуске менее прожорливых инди-игр вроде Dead Cells ситуация ожидаемо лучше и игрок может рассчитывать на 4 – 6 часов непрерывной игры. Впрочем, если очень хочется поиграть в дороге, никто не отменял повербанки.

Второй недостаток консоли заключается в габаритах. Почти 700 грамм чистого веса ― это не так уж мало, в положении лежа руки довольно быстро затекают. Владельцы 12-дюмовых планшетов не дадут соврать. Да чего уж, некоторые индивиды умудрялись жаловаться на то, что 400-грамовый Nintendo Switch тяжело держать в налитых соей и мышцами руках.

Также смущает предыдущий опыт Valve с «революционным» компьютером Steam Machine и «инновационным» контроллером Steam Controller. Помните такие? Вот-вот. В свое время шумиха вокруг них стояла изрядная, однако в Valve не смогли правильно раскрутить устройства и заручиться поддержкой партнеров, поэтому спустя несколько лет о них благополучно забыли. Valve хороши в разработке прототипов, но продвигать их не особо умеют.

Когда и почем?


На предзаказе доступно три варианта приставки. Как уже говорилось выше, главное отличие заключается в объеме памяти, железо там одинаковое. Младшая версия с 64 ГБ стоит $399, средняя с 256 ГБ борту обойдется в $529, за старшую просят $649. Почем они приедут в наши края ― одному богу известно. Надеемся, что майнить на них не получится, перекупщики не будут буйствовать и цены не подскочат в 2 – 3 раза, как это было с консолями и видеокартами. Старт продаж намечен на конец февраля 2022 года. Первые партии разойдутся на руки людям, оформившим предзаказы, поэтому поставки в магазины прийдется подождать. Вероятнее всего месяц-другой.

Статья полезна? Да 2 Нет 2

Каталог статей

Мы используем cookie-файлы