26.04.2022
В конце февраля 2022 года в официальную продажу наконец-то поступит Steam Deck ― карманный суперкомпьютер для геймеров от Valve и вроде как убийца портативной консоли Nintendo Switch. При анонсированной цене в $399 за базовую версию консоль от Valve обещает запускать все современные ААА-проекты хотя бы на средних настройках графики, в нее уже вшит магазин Steam, а используемая операционка на базе Linux позволит использовать консоль в роли обычного ПК. В общем, это совершенно уникальная штука, которая либо перетрясет игровой рынок, либо уйдет в небытие, как другие перспективные разработки Габена и компании, включая консоль Steam Machine. И к ней довольно много вопросов. Поэтому и весь текст будет построен в формате коротких вопросов и ответов. Надеемся, что после прочтения он поможет вам составить более подробное мнение о Steam Deck и лучше понять, нужно ли вам такое добро или нет. Поехали.
Так как речь о портативном девайсе, для начала вооружимся весами и рулеткой. И вот тут первый сюрприз. Габариты у Steam Deck ни разу не компактные: 117x298x49 мм, вес 670 грамм, дисплей ровно 7 дюймов. Если 400-грамовый Nintendo Switch в шутку называли смартфоном с ожирением, а у некоторых игровых журналистов от него уставали руки, то Steam Deck просится на сравнение с планшетом, к которому присобачили геймпад. А сенсорный дисплей лишь добавляет сходства. Для сравнения iPad Mini 2021 весит 293 грамма, а его габариты составляют 195x135x6 мм. А вот еще более наглядное сравнение с бананом, спасибо добрым людям с портала Sweclockers.
В теории Steam Deck сможет запускать любые игры из библиотеки Steam. С декабря Valve занимается тестированием на совместимость, прогоняя через консоль самые важные игры из библиотеки Steam. С одной стороны требования игры должен потянуть сам SteamDeck с другой стороны игра должна поддерживать управление с помощью контроллера, дружить с популярными раскладками и уметь работать в разрешении 1280x800 или 1280x720 точек. Это базовое разрешение дисплея консоли. Также нужно получить благословение от компании-разработчика. По последнему пункту пока упираются лишь разработчики Fortnite, которых в консоли Valve смущает отсутствие анти-чита.
По данным на середину февраля проверено около 500 популярных тайтлов, которым присваивают определенный статус.
Список постоянно расширяется. Найти его можно по ссылке https://www.steamdeck.com/ru/verified.
Steam Deck действительно способна выдавать вполне комфортный фреймерейт во многих ААА-тайтлах вроде DOOM Eternal, God Of War 2018, Death Stranding и Star Wars Fallen Order. Как так получилось? А вот как ― внутренности консоли похожи на винегрет из компактной начинки старого и нового поколения консолей Sony и Microsoft.
Установленный в Steam Deck кастомный 8-поточный процессор AMD на архитектуре Zen 2 является братом-близнецом чипов из PS5 и Xbox Series X, но с уменьшенным количеством ядер и чуть более низкой тактовой частотой (3.5 ГГц против 3.8 ГГц). Объем оперативки составляет те же 16 ГБ. А вот видеокарта в портативке естественно не дотягивает до консолей нового поколения, иначе Steam Deck весил бы на полтора-два килограмма больше.
Графический процессор консоли от Valve оснащен 8 вычислительными блоками с рабочими частотами от 1 до 1.6 ГГц, а его суммарная мощность составляет 1.6 терафлопс. Для сравнения у видеочипа в Xbox One S было 1.4 терафлопс, а у PS4 1.8 терафлопс. То есть графические возможности Steam Deck плюс-минус соответствуют консолям прошлого поколения. Но есть два важных уточнения. Дисплей портативки работает в разрешении 720p, а это значит что нагрузка на него будет поменьше, чем на PS4 и Xbox One S. А мелкие шероховатости на компактном дисплее не так бросаются в глаза, как на большом 4K телевизоре, поэтому даже на минималках та же Control смотрится отлично. Плюс видеоадаптер консоли поддерживает трассировку лучей и VRS. Спасибо более современной архитектуре RDNA 2.
Термин «потянет игры» весьма расплывчатый, поэтому обратимся к замерам. Первое, что нужно знать: все игры, получившие статус «полная совместимость», без проблем работают на Steam Deck со средними настройками графики при разрешении 720p. В зависимости от конкретной игры уровень FPS находится в пределах 30 – 80. Причем, речь идет не о «Танках» или CS:GO, а о прожорливых ААА-тайтлах калибра God Of War и Control. Пример с последней особенно показателен: на низких настройках графики детище Valve стабильно выдавало около 55 FPS, а на средних держалась в пределах 35 FPS. Круто, правда? Еще круче ― это 40 FPS в Ghostrunner со включенной трассировкой лучей. А, к примеру, в Devil May Cry 5 на средних настройках и с включенным сглаживанием так вообще выходит под 90 кадров в секунду.
На удивление ровно, без тормозов, просадок, подвисаний и вылетов. По крайней мере в тех ААА-тайтлах, что уже доступны. Уверены, что условный Cyberpunk 2077 или Deathloop заставят детище Valve крутиться с тройной скоростью и потеть, как на первой тренировке по кроссфиту. Впрочем, в этом случае вопросы не к консоли, а разработчикам игр ― поляки из CDRP пали жертвой собственных амбиций, а Arcane забыли про оптимизацию.
Что немаловажно, Габен и команда отлично продумали систему охлаждения, особого дискомфорта во время игры нет. Средняя температура процессора и видеочипа при активном использовании не поднимается выше 82°C, корпус по центру прогревается до 45 – 50°C, а боковые части, за которые игрок и держится во время игры, нагреваются меньше всего — до 25 – 27°C.
Нет, и еще раз нет, конкуренция между Valve и Nintendo придумана журналистами ради лишних кликов. Финансовые показатели и огромная фанбаза Nintendo показали, что японцы живут в своей собственной вселенной и им не интересны местечковые разборки. Мощное железо, библиотека Steam, скромные графические возможности Свича и даже графика как в Pockemon Legends не заставят поклонников Nintendo отречься от своей веры и переметнуться в соседнюю церковь.
Правильнее сравнить Steam Deck с другими «портативными компьютерами» вроде AYA Neo, GPD Win Max и ONEXPLAYER. Судя по первоначальным тестам Steam Deck уверенно уделывает их, но пока на этом поприще мало конкретики, чтобы делать какие-то далекоидущие выводы.
Steam Deck работает под управлением кастомной операционки SteamOS, которая построена на базе Linux и оптимизирована для работы на портативных устройствах. А это сильно упрощает жизнь игроку. Во-первых, Steam уже вшит в ОС, поэтому можно буквально в пару кликов запустить Steam Deck, выбрать нужную игру (предварительно ее установив) и, собственно, играть. Причем, это не какой-то Steam Lite, а полноценный Steam с адаптированным интерфейсом под 7-дюймовый сенсорный дисплей.
Во-вторых, в консоли уже реализованы многие полезные плюшки Steam вроде возможности создания профилей с разными раскладками контроллера или облачной синхронизации игрового прогресса. То есть, можно играть лежа на диване, а потом продолжить игру с того же места уже на ПК. Также в ней реализован аналог фичи Quick Resume, позволяющий выйти из игры, а потом продолжить ее ровно с того же места. Ну а в будущем Steam Deck сможет стримить игры с ПК, если не хватит мощности собственного железа. Для этого Valve запустила сервис Steam Remote Play, который по сути является аналогом GeForce Now.
Раскладка управления Steam Deck является собой нечто среднее, между контроллерами от Xbox и PS. С той разницей, что стики расположены сверху, а не снизу. Поначалу казалось, что это может убить игровой вайб и вместо наслаждения игровым процессом геймеры будут воевать со стиками. Но нет, инженеры Valve сделали все с оглядкой на то, как игрок будет держать корпус консоли в ладонях, поэтому стики ложатся аккурат под большие пальцы и к ним привыкаешь буквально за пару минут. Дополнительно на задней панели прячутся рычаги-лепестки как в турнирном геймпаде Xbox Elite, а под каждым стиком находится небольшие сенсорные трекпады. Дисплей, к слову, тоже сенсорный.
В продажу поступит 3 версии приставки, которые отличаются исключительно размером и типом встроенного хранилища. Младшая версия оснащена 64 ГБ памяти класса eMMC, в средней и старшей модели установлены NVMe SSD объемом 256 ГБ и 512 ГБ. В первом случае памяти не хватит даже, чтобы установить MK11 или Forza Horizon 5. В остальных случаях имеем вполне вменяемые накопители уровня игровых ПК, на которые можно накатить несколько крупнокалиберных проектов и десятки инди-игр.
Поэтому все версии Steam Deck предусмотрительно оснастили слотом для карт памяти формата MicroSD. Поначалу в сообществе геймеров это вызвало много споров, сомнений, стенаний и ругани. Но как показали тесты, при наличии в меру быстрой карточки скорость загрузки игр не особо отличается. К примеру, на запуск Control в обоих случаях уходит 44 секунды, Ghostrunner на SSD загружается за 8 секунда, а с карты памяти за 19 секунд.
По слухам, Valve предусмотрела возможность замены штатного SSD на любой другой M.2 SSD формата 2230. Но пока игры быстро грузятся с карты памяти, в этом нет никакого смысла.
Но не играми едиными. В определенном смысле портативная консоль от Valve может заменить стационарный ПК и планшет. Благодаря встроенным беспроводным адаптерам и операционке на базе Linux Steam Deck позволяет заниматься тем же делами, что и на обычном компьютере или планшете. Например, использовать браузер, копаться в почте, смотреть ролики на ютубе, скролить посты про успех в инстаграме, отвечать в мессенджерах и т.д. Благо, что большинство современных сервисов давно переехали в веб и жесткой подвязки к Windows или MacOS у них, как правило, нет.
Интересно, что в самой Valve предпочитают термин «мобильный ПК» вместо «игровой консоли», подчеркивая, что это совершенно новый тип устройств. Чтобы не лезть за словом в карман, пользователю дают полный контроль над системой. Хотите ― удалите SteamOS и накатите вместо нее Windows. Не нравится стоковый магазин игр? Установите Origin или Epic Game Store. Либо играйте в игры с других платформ, используя популярные эмуляторы.
Единственный минус такого Steam PC заключается в том, что из портов подключения в корпусе предусмотрен лишь USB C и тот для зарядки. Однако уже в ближайшее время Valve обещает выпустить док-станцию с аудио/видео/сетевыми портами с помощью которых Steam Deck можно подсоединить к монитору, подключить мышь с клавиатурой и работать с таблицами, текстами или кодом. Можно будет и поиграть, но тут нужно держать в уме разницу, что железо консоли не всесильно и рассчитано на разрешение 720p.
Пока что у Steam Deck есть лишь 2 заметных недостатка. От долгого лежания устает спина, а зарядный кабель не всегда достает до розетки. А если серьезно, то есть небольшие проблемы с батареей. Во время анонса консоли в Valve говорили про 8 часов непрерывной работы от одного заряда. Зная, как быстро разряжаются игровые ноутбуки, в это было сложно поверить, так оно и оказалось.
На деле прожорливые игры вроде Control или Forza Horizon 5 высушивают батарею максимум за 2 часа. В большинстве протестированных ААА-проектов аккумулятор продержался не дольше двух с хвостиком часов. Если играть с настройками графики, отключив какие-то особо требовательные функции или заблокировать фреймрейт на 30 FPS, время автономной работы можно увеличить до 3 часов. При запуске менее прожорливых инди-игр вроде Dead Cells ситуация ожидаемо лучше и игрок может рассчитывать на 4 – 6 часов непрерывной игры. Впрочем, если очень хочется поиграть в дороге, никто не отменял повербанки.
Второй недостаток консоли заключается в габаритах. Почти 700 грамм чистого веса ― это не так уж мало, в положении лежа руки довольно быстро затекают. Владельцы 12-дюмовых планшетов не дадут соврать. Да чего уж, некоторые индивиды умудрялись жаловаться на то, что 400-грамовый Nintendo Switch тяжело держать в налитых соей и мышцами руках.
Также смущает предыдущий опыт Valve с «революционным» компьютером Steam Machine и «инновационным» контроллером Steam Controller. Помните такие? Вот-вот. В свое время шумиха вокруг них стояла изрядная, однако в Valve не смогли правильно раскрутить устройства и заручиться поддержкой партнеров, поэтому спустя несколько лет о них благополучно забыли. Valve хороши в разработке прототипов, но продвигать их не особо умеют.
На предзаказе доступно три варианта приставки. Как уже говорилось выше, главное отличие заключается в объеме памяти, железо там одинаковое. Младшая версия с 64 ГБ стоит $399, средняя с 256 ГБ борту обойдется в $529, за старшую просят $649. Почем они приедут в наши края ― одному богу известно. Надеемся, что майнить на них не получится, перекупщики не будут буйствовать и цены не подскочат в 2 – 3 раза, как это было с консолями и видеокартами. Старт продаж намечен на конец февраля 2022 года. Первые партии разойдутся на руки людям, оформившим предзаказы, поэтому поставки в магазины прийдется подождать. Вероятнее всего месяц-другой.