28.02.2022
В 2010-х года энтузиасты и моддеры доказали, что компьютер может быть важным элементом интерьера и его не стыдливо прятать под стол. Спустя 10-лет в стремлении «сделать красиво», рынок комплектующих захлестнула RGB-мания. Материнские платы, мышки, наушники, оперативная память и даже блоки питания поголовно оснащаются как простой RGB-иллюминацией, так и более комплексной адресной подсветкой. И тут возникла новая проблема ― как заставить все эти лампочки мигать, как единое целое? Сказано — сделано, и каждый второй производитель бросился разрабатывать свой программно-аппаратный комплекс для синхронизации подсветки. В итоге этих решений стало настолько много, что у неподготовленного человека голова пойдет кругом. Поэтому в данном материале мы расскажем об особенностях организации подсветки в ПК, а также разберем самые популярные системы RGB-синхронизации на рынке.
Зачем? Зачем вообще это нужно?! Как сказал бы Квентин Тарантино, «потому что это весело, Дженет»! Если посмотреть на историю дизайна домашнего ПК, можно легко увидеть, что с эстетикой обычно никто не заморачивался. Ребята из Intel, Dell и HP видели в компьютерах рабочие инструменты, а им, как известно, не нужно быть красивыми. Главное ― надежность. Одними из первых, кто стал задумываться над «оберткой», стала компания Apple, которая пыталась придать изюминку внешности угловатым компьютерам iMac. Однако настоящая революция в дизайне произошла тогда, когда производители компьютеров официально разделили ПК на составляющие (корпус, монитор, комплектующие и периферия).
Правда, и производители, и покупатели, долгое время не могли привыкнуть к этому разделению, поэтому все элементы ПК хоть и выпускались отдельно, но как бы шли комплектом друг к другу. Но лед тронулся ― мышки, клавиатуры и остальная периферия обрели первые оттенки индивидуальности. Особенно в этом направлении преуспели компании Logitech и SteelSeries. Одной из первых клавиатур с подсветкой была легендарная Logitech G15, о которой мечтал каждый школьник. Тренд пустил корни на рынок, посыпались девайсы схожего характера с однотонной белой, зеленой, синей и красной подсветкой. Особенной популярностью пользовались последняя из-за чего красный стал неофициальным цветом всех любителей видеоигр.
Настоящая революция произошла на стыке рубеже прошлого десятилетия, когда рынок захлестнули кастомные ПК. Как оказалось, многие геймеры устали от однообразных черных коробок и шутки ради пробовали самостоятельно собрать корпусы из подручных средств. Чаще всего у них получалась чушь, но если проект выстреливал, то фотография заветного корпуса облетела буквально все геймерские сообщества, а желающих записаться в ряды моддеров (прим: моддеры ― это энтузиасты, которые самостоятельно меняют внешность ПК и комплектующих) с каждым днем становилось все больше. Это решение сулило серьезную прибыль, ведь с подсветкой компьютер выглядел внушительнее, даже если содержимое в нем было не самое впечатляющее. Однако далеко не всем хватало знаний и навыков, чтобы сделать красоту самостоятельно. Поэтому производители комплектующих поставили моддинг на поток. А их главным оружием стали корпусы с зеркальными дверцами и смотровыми окнами, а также повсеместная RGB-подсветка.
Предлагаем на минутку перенестись на 10 лет назад и почувствовать себя модером. Перед нами стоит шикарный корпус ручной работы: он окрашенный в алый, над дверцей нависает массивный кельтский крест, а сбоку пылает пентаграмма из Diablo. Осталось подключить подсветку и водрузить компьютер на самое видное место. Но как это сделать? Можно самостоятельно протянуть по корпусу RGB-ленту и добавить лампочек, но это будет так себе зрелище. Тут бы пригодился специализированный контроллер, но его не каждый сможет правильно установить и настроить. Да и не очень-то это удобно. Вот тут-то на сцену и выходят системы синхронизации подсветки.
Если вкратце, то нынешние системы синхронизации подсветки представляют собой наборы светодиодов, которые контролируются при помощи специализированного RGB-контроллера и программного обеспечения. В отличие от обычных светодиодных лент RGB-подсветка получает питание с разных каналов ― к примеру светодиоды на системы охлаждения подключаются к реобасу (прим: устройство для управления скоростью вращения вентиляторов), а RGB система — с помощью специального кабеля к контроллеру. Также подсветкой может быть оснащена видеокарта, оперативная память и другие комплектующие.
Люди, которые никогда не покупали светящиеся гаджеты, как правило не разбираются в разнице между RGB и ARGB подсветкой. Хотя, по факту это совершенно разные вещи. Обычная RGB-подсветка сильно ограничена в своих возможностях. Она дружит со всем спектром цветов радуги, однако используемые в ней 12v диоды одновременно способны воспроизводить лишь один цвет (белый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный, т.е. отсутствие подсветки).
Более продвинутая адресная ARGB-система использует 5v диоды, снабжена управляющей схемой и умеет индивидуально распределять цветовые сигналы между диодами. Проще говоря, ARGB может заставить светодиодную ленту светиться одновременно несколькими цветами, в том числе синхронно с другими такими же лентами, подключенными к адресуемым разъемам.
Все это значит, что ARGB-иллюминация позволяет выстраивать гораздо более сложную и красивую подсветку ПК с большим количеством оттенков и мягкими переходами между спецэффектами. Классические RGB-системы в этом плане выглядят более ограничено: смена цветов происходит резче, а спецэффекты ограничиваются базовой радугой, пульсацией и последовательной сменой цветов. Из-за ограничений схем питания RGB и зачастую паршивой реализацией со стороны производителя многие геймеры обычно выключают базовую подсветку, чтобы компьютер не напоминал плохо украшенную елку.
Что это красиво, но сложно. С одной стороны оперативка, видеокарта, мышка и клавиатура с подсветкой не требуют дополнительного питания. Подключай, синхронизируй и поехали. С другой стороны самую эффектную подсветку обычно создают внутренние кулеры и с ними придется повозиться, подключая дополнительные кабели питания и управления подсветкой. Обычно их делают подлиннее, чтобы хватило даже на самый массивный кулер, поэтому к последнему этапу сборки вам придется думать, куда спрятать кучу ненужной кабельной «лапши».
Вторая проблема связана с новизной этого рынка. Производители комплектующих еще не пришли к единым стандартам, поэтому у каждого нынче имеется своя экосистема с отдельным ПО для настройки подсветки. При этом одна и та же система может использовать разные контроллеры управления, а на официальных сайтах зачастую отсутствуют гайды по настройке. Что еще круче, многие из этих систем синхронизации не особо дружат друг с другом, поэтому при установке видеокарты MSI в материнку Asus вам скорее всего придется устанавливать еще одну программу для управления иллюминацией. А это как 2 хозяйки на одной кухне. Поэтому мудрецы советуют подбирать материнскую плату, видеокарту и другие комплектующие производства одного и того же производителя.
Дальше мы рассмотрим 4 самые популярные системы управления подсветкой, которые привязаны к материнской плате.
Фирменная система подсветки от Asus, которая делится на 2 типа. Простая Aura RGB работает и светится сама по себе. Комплексная Aura Sync связывает все RGB-элементы в единое целое и заставляет все световые эффекты работать синхронно и в такт. Именно последний прослыл среди геймеров самым стабильным и функциональным.
У нее удобное ПО, гигантское количество опций, множество пресетов с разными световыми спецэффектами и обширная экосистема продуктов. Asus в последние годы активно наращивает свое присутствие на рынке геймерской периферии, поэтому с ее продукцией проще собрать систему все в одном ― от материнской платы и видеокарты до клавиатуры и мышки.
На видео ниже можно посмотреть, как это выглядит вживую.
Еще одна популярнейшая система подсветки от тайваньского бренда MSI, который в последние годы ориентируется преимущественно на геймеров. На первый взгляд выглядит не так перспективно, как Asus Aura из-за более узкого спектра устройств. Но это совершенно не так. MSI налаживает партнерство с производителями периферии, поэтому к системе с материнской платой можно подключать и синхронизировать RGB-продукцию Corsair, Kingston, Steelseries, Cooler Master, ADATA и HyperX.
В целом Mystic Light оставляет неоднозначное впечатление. Синхронизация с продукцией других брендов ― это и правда круто. Правда, она не всегда работает как нужно, а динамичные эффекты со временем уходят в рассинхрон и пульсируют не в такт. В то же время MSI дает возможность подключить к материнской плате и синхронизировать с системой чуть ли не любой кусок подходящей для RGB-ленты. А это плюс для моддеров. Ну и зеркальная вставка Infinity Mirror на флагманских материнских платах смотрится отлично.
А вот как Mystic Light выглядит в жизни.
Самая свежая система синхронизации, которую Gigabyte стала развивать параллельно с геймерской линейкой Aorus. И хотя это уже вторая версия RGB Fusion, эта система синхронизации все еще сыровата, ПО порой глючит, а иногда что-то просто не работает. И пойди пойми, что тут не так. Но это компенсируется двумя важными вещами. Во-первых, в командном центре Fusion можно настроить не только подсветку всей системы, но и выставить индивидуальные эффекты. К примеру, мышка и клавиатура будут светиться в статичном режиме, а кулеры и оперативка будут пульсировать в такт музыке.
Во-вторых, в экосистеме Gigabyte полно и комплектующих, и периферии с поддержкой RGB Fusion, что значительно упрощает сборку системы с общей системой подсветкой. В то же время они настолько заморачиваются с моддингом, что однажды выпустили недорогие плашки-муляжи с подсветкой для пустующих слотов оперативной памяти.
Дескать, если делать, то красиво.
ASRock на протяжении пары лет игнорировала тенденции рынка и нехотя оснащала свою продукцию светодиодами. А потом взяла и представила сразу несколько вариантов Polychrome. Девайсы с наклейкой Polychrome RGB оснащены обычной подсветкой, в то время как продукция «Polychrome RGB Sync» и «Polychrome Certified» дружит с полноценной синхронизаций. В последнем случае речь идет о продукции компаний-партнеров. К примеру, Polychrome является единственной системой на рынке, которая дружит с иллюминацией Razer CHROMA.
Как и другие системы синхронизации, Polychrome работает под управлением одноименного ПО и может связать между собой иллюминацию в вентиляторах, планках оперативки, блоке питания, корпусе, видеокарте и что интересно даже под радиатором чипсета. Если таковая, конечно, имеется. ПО позволяет установить однотонные цвета, выбрать конкретные зоны подсветки, использовать статичный режим свечения или один из нескольких спецэффектов.
В последние 3 – 4 года практически каждый производитель периферии и комплектующих решил, что ему нужна своя система иллюминации с броским названием. Теперь свои комплексы подсветки есть у Deepcool, Corsair, Razer, Cougar, Thermaltake, Cooler Master, Steelseries, NZXT, Fractal Design, Chieftec и еще пары десятков компаний помельче. К счастью, в 99% случаев вам не придется устанавливать дополнительное ПО, а потом возиться с синхронизацией мыши, монитора и кулера. Почти все они полностью совместимы с вышеописанными системами синхронизации, о чем обычно упоминается в описании товара.
Несмотря на то, что геймеры СНГ с подозрением относятся к RGB-иллюминации, компьютер с правильно подобранной подсветкой может выглядеть действительно красиво. Ну а если надоест, то ее всегда можно сделать менее броской или полностью отключить. Нам кажется, что возможность выбора лучше, чем его отсутствие.
Главное, изначально подойти с умом к сборке. Когда выберете все необходимое советуем заглянуть на официальные странички этих товаров и убедиться в совместимости их подсветок.