09.10.2023
Фотоаппараты отличаются множеством технических факторов. И при выборе подходящей камеры остро подымается сразу несколько вопросов: зеркалка или беззеркалка? Полный кадр или кроп? А может средний формат? Почему фотографы гонятся именно за полнокадровыми камерами? Давайте об этом и поговорим.
С точки зрения фотографа-профи, который зарабатывает съемками на хлеб, полнокадровые камеры имеют приоритет перед зеркалками и беззеркалками с кропнутой матрицей. Они в разы выносливее, более подкованы в техническом плане, краше размывают фон в портретном жанре фотографии. А нужна ли фуллфрейм-камера любителю? Пусть даже и продвинутому...
Для начала предлагаем разобраться в технической стороне вопроса. Итак, что же такое полный кадр и кроп в камерах со сменной оптикой? За этими терминами стоят физические размеры матриц фотоаппаратов:
Размер сенсора изображения влияет на возможность получать детализированную картинку с минимальным уровнем шумов на высоких значениях ISO. Это объясняется просто — чем больше матрица, тем лучше она поглощает свет и четче «видит» в условиях недостаточной освещенности кадра.
Топовые полнокадровые камеры снимают на невиданных доселе ISO. |
К разряду иных достоинств полнокадровых датчиков причисляют следующие:
1. Широкий динамический диапазон. ДД определяет разницу между самыми темными и самыми светлыми частями фотоснимка. И у полнокадровых камер он зачастую шире, чем у кропа. Как результат, «выбитое» небо или непроглядные тени побеспокоят фотографа, снимающего на фуллфрейм, гораздо реже.
2. Глубина цвета. Фотоаппараты с полнокадровыми матрицами лучше передают глубину цвета и обеспечивают плавные переходы полутонов.
3. Меньше ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Глубина резкости кадра напрямую зависит от фокусного расстояния объектива, его светосилы и дистанции до объекта съемки. При равных условиях оптика для кропа зачастую «темнее» и для получения одинакового кадрирования снимка приходиться отходить, что увеличивает расстояние до объекта фокусировки и увеличивает ГРИП. А это ведет к меньшему размытию заднего плана. На фуллфрейм получить эффектное размытие фона гораздо проще.
4. Удобные фокусные расстояния оптики. Значения эквивалентного и реального фокусных расстояний объективов для фуллфрейм-камер совпадают. А вот для неполнокадровых фотоаппаратов его нужно пересчитывать, исходя из множителя кроп-фактора. И условный фикс 24 мм на камере формата APS-C превращается в 36 мм, что обеспечивает совсем другой угол поля зрения.
Оптика для кропнутых камер в связке с фотоаппаратом-фуллфреймом даст сильное виньетирование. |
Неочевидные достоинства полного кадра связаны с позиционированием фуллфреймов в качестве флагманских фотоаппаратов. Соответственно, в них применяется продвинутая система автофокусировки, корпус обладает пыле- и влагозащитой (в подавляющем большинстве сборок), предусматриваются спаренные «посадочные места» под карты памяти.
Вкладывать весь доступный бюджет в «тушку» полнокадровой камеры — затея бесполезная, ежели в вашем распоряжении не имеется хотя бы пары-тройки действительно стоящих объективов. Не обычных «дешевок», которые сводят на нет улучшения качества изображения фуллфрейма, а хороших объективов. Топовые «стекла» с выдающимися оптическими характеристиками и высокой разрешающей способностью выпускаются именно под фотоаппараты-фуллфреймы. Это и серия Luxury от Canon, и объективы с золотым колечком от Nikon, и флагманская линейка оптики G-Master от Sony.
Линейка топовых объективов Sony G-Master — одна из наиболее развивающихся нынче. |
C полнокадровыми камерами можно использовать только подходящие объективы. Однако на их приобретение понадобится некисло потратиться. С другой стороны, «тушки» с кроп-матрицей могут свободно использовать полнокадровые объективы — урезанный по размерам сенсор изображения кадрирует картинку кратно кроп-фактору (но при этом теряется часть светосилы).
Цена вопроса — основной сдерживающий фактор и камень преткновения при желании обзавестись фотокамерой с полнокадровой матрицей. Нескромная стоимость увеличивает порог вхождения в профессию фотографа. А ведь помимо «тушки» фотоаппарата необходимо в обязательном порядке обзавестись вышеупомянутой сменной оптикой, которая тоже стоит отнюдь немало.
Современная продуктовая линейка фотоаппаратов с матрицами формата APS-C и Micro 4/3 укладывает на лопатки фуллфреймы «постарше». Кропнутые камеры оснащаются быстрым и цепким автофокусом, видоискателями высокого разрешения, а их покупка не так сильно бьет по карману. Возьмем, к примеру, небезызвестную компанию Fujifilm, фотоаппаратами которой с удовольствием пользуются и энтузиасты, и фотографы-профессионалы. В ассортименте японского бренда преобладают беззеркалки с сенсором изображения APS-C. Или «шеститысячную» серию камер Sony — универсальных инструментов для фото- и видеосъемки.
Компания Fuji сделала ставку на кропнутые беззеркалки и не прогадала. |
Предпочтение кропу отдают за доступность широкой аудитории, компактные размеры и малый вес «тушек» фотоаппаратов, пресловутую сменную оптику (которая тоже стоит дешевле). При наличии «прямых рук» кропнутые камеры показывают абсолютно такую же картинку в ночных съемках со штатива, при студийной фотосъемке с импульсным светом, на природе и в путешествиях. Полный кадр выигрывает у кропа в портретном жанре фотографии, в репортажной и пейзажной фотосъемке, а также в узком сегменте астрофотографии.
Если стоит задача купить первую камеру, то разница в техническом плане между любительским фотоаппаратом начального уровня и полнокадровой камерой вряд ли будет заметна новичку. Инвестиция в фуллфрейм имеет смысл для опытных фотографов, которые знают, зачем и для чего им это нужно.
Финансовая составляющая тоже решает: денег хватает только на бюджетный кроп — берем его не раздумывая, бюджет неограничен — тут и фотограф-любитель может купить фуллфрейм плюс парк объективов к нему. А вот когда накопленной суммы хватает на полнокадровую камеру и бюджетный объектив или кропнутый фотоаппарат и пару-тройку хороших «стекол», лучше, наверное, следовать по пути № 2. В особенности, ежели камера не берется для коммерческих съемок, а предназначается для удовлетворения собственных творческих амбиций.
Полный кадр или кроп — решать только вам! |
Не стоит рассчитывать, что качество картинки улучшится кратно стоимости фотоаппарата. Для начала всяко лучше взять кроп и учиться снимать интересные кадры. И только когда вам понадобятся технические возможности полного кадра на манер широкого динамического диапазона, высокой светочувствительности или эффектного боке, тогда стоит призадуматься о фотоаппарате-фуллфрейме.
Удачных вам кадров!