26.12.2020
Читая обзор любой компьютерной мелочи, будь это видеокарта или оперативная память, вы неизбежно наткнетесь на разговоры о разгоне. «При переборе XMP планка держит частоту 3200 МГц, но дальше нужно повышать вольтажи», «Ручной разгон показал ту же эффективность, что и турбо-буст по всем ядрам» и все в таком духе. Учитывая количество малопонятных терминов на одну строчку текста, у неподготовленного читателя голова пойдет кругом, а в мозгу тема «оверклокинга» ляжет на одну полочку с вопросами о квантовой физике, скрытом смысле романов Айн Рэнд, смысле жизни и прочих малопонятных вещах. Добавьте сюда традиционные страшилки о знакомом друга сестры, который разогнал процессор и ушел спать, а компьютер сгорел. Вообще все сгорело, и квартира, и дом, и соседний ларек с шаурмой. Зачем вам такие проблемы? Лучше держаться от разгона подальше.
На самом деле процесс оверклокинга здорово изменился за последние 10 лет, а все эти страшилки тянутся из бородатых времен, когда для разгона каких-то компонентов в компьютер нужно было лезть чуть ли не с паяльником, а успех подобных операций в равной степени зависел от прямоты рук оверклокера и удачи.
Пожалуй, самый древний и совершенно устаревший миф. С технической точки зрения человечество совершило большой шаг вперед, мы пересаживаемся на возобновляемые источники энергии, берем под контроль СПИД и проектируем нейросети, которые пишут песни и прозу. Было бы странным, если бы для разгона компьютера нам все еще нужно было действовать по-старинке, переставляя перемычки на материнской плате или выставляя вручную нужные показатели работы процессора в допотопном, похожем на командную строку БИОСе. Поэтому не удивительно, что нынешний процесс оверклокинга стал в разы понятнее и дружелюбнее, а заняться этим может даже ребенок. По сути весь процесс сводится к запуску профильной утилиты для разгона видеокарты (Afterburner, GPU Tweak и т. д.) или процессора (CPU Tweaker, Intel XTU, Ryzen Master и т. д.), после чего перед нами откроется простенькое меню настроек, в котором вам фактически нужно будет прописать нужные настройки и дело в шляпе. В большинстве таких утилит имеется надежная защита от дурака, выставить какие-то странные параметры, которые сожгут все под ноль, вам физически не дадут. Если же вам не по душе такой однокнопочный разгон, то современные БИОСы с дружелюбными графическими интерфейсами могу провести вас за руку через весь процесс и будут сигнализировать, если заданные значения окажутся опасными для системы.
Услышав эту фразу лет 10 назад большинство членов редакции кивнуло бы головами в знак согласия. Действительно, игра с таймингами и вольтажом делала красивую картинку в бенчмарках, но мало на что влияла в реальности. Нынче скорость обмена данными между процессором и памятью для многих современных задач ощутимо влияет на быстродействие системы. К примеру первые поколения Ryzen страдали из-за неудачного контроллера памяти, поэтому рабочая частота ОЗУ в их случае напрямую влияет на производительность CPU. У Intel влияние оперативки на производительность не такое ярко выраженное, но оно тоже есть. Наши тесты влияния частоты ОЗУ на производительность системы показали, что в играх, задачах на архивирование и кодирование базовая память с частотой 2666 МГц оказывается на 5 – 10% медленее аналога, работающего на частоте 3200 МГц. И этот разрыв увеличивается, если сравнивать с планками на 3600 и 4000 МГц. А это существенный прирост производительности. Или вот наглядный пример (https://www.overclock.net/media/no-title.4495631/full) влияния скорости памяти на FPS в третьем Ведьмаке.
Видели шоу «Адам портит все», в котором главный герой-ведущий топчет ногами привычные нам мифы, доказывая, что традиции пышных свадеб навязаны нам брачными агентствами, а поминки на 300 человек ― похоронными бюро? Если бы данный текст был сценарием для этого шоу, то с особым удовольствием Адам взялся бы именно за этот миф. На самом деле эту идею активно продвигают маркетологи, стремящиеся продать нам те же планки, но подороже. Как результат, в продаже можно встретить вот такие варианты с обычной фольгой вместо радиатора. И знаете что? Они прекрасно работают. Радиатор нужен лишь в случаях действительно серьезного разгона, когда из планки натурально выжимаются все соки, из-за чего чипы памяти работают под предельной нагрузкой.
Чтобы разогнать древний Pentium 4 Northwood нужно было просто повысить в BIOS рабочее напряжении до 1.7 В после чего кидать монетку и надеяться на успех. Многие «камни» серии быстро выходили из строя в подобном режиме, а этот феномен стал широко известен под названием Sudden Northwood Death Syndrome. Но это было в древние времена на заре оверклокинга, когда вы могли сорвать куш и активировать заблокированные ядра процессора, а могли спалить все к чертям. Сейчас же оверклокинг что называется нежный, легальный и без надрыва. В лучшем случае вы выжмите дополнительные 10% из ядер процессора, а утилиты для разгона шаг за шагом проведут вас через весь процесс.
Да, материнская плата действительно напрямую не влияет на разгон. Собственно, там и разгонять нечего. Тогда почему для игровых компьютеров покупают дорогие материнки на флагманских чипах Z490 или X570, если можно было воткнуть в корпус самую простую плату, а оставшиеся деньги пустить на видеокарту и коллекционное издание Cyberpunk 2077? А все дело в том, что нынешние процессоры стали натуральными монстрами, 4 ядрами в бытовом компьютере уже никого не удивить, а на горизонте маячат массовые 8-ядерники типа Ryzen 7 5800X. Все это привело к тому, что в разгоне эти малыши могут потреблять 200 – 250 Вт энергии. Отсюда и выросшие требования к подсистеме питания материнской платы, которая должна исправно справляться с таким энергопотреблением и при этом эффективно охлаждать цепи питания. Со слабой подсистемой питания условный Core i7-10700 не то что не разгонится, а банально не сможет держать заявленные частоты турбо-буста. То есть фактически именно материнская плата при разгоне играет роль бутылочного горлышка. И это не говоря о том, что многие материнские платы на чипсетах начального уровня банально не поддерживают разгон процессора и оперативной памяти.
Масштабных исследований на эту тему никто не проводил, а единичный опыт ― это так себе показатель. По законам физики это вполне логично, если какой-то механизм или электроника постоянно работает под максимальной нагрузкой, то она быстрее изнашивается и приходит в негодность. Это справедливо и в отношении чипов памяти ОЗУ, и в отношении кристаллов ядра процессора и в случае с чипами видеоядра. Проблема этого тезиса в том, что мы не может адекватно измерить, насколько работа на пределе сказывается на износе того или иного компонента. Да и как аккуратно нащупать этот предел? Учитывая, что в сети крайне мало подробных историй (как и подтверждающей это статистики из сервисных центров), можно сделать вывод, что проблема носит надуманный характер.
Не совсем. На заре оверклокинга он был похож на дикий запад, куда стекались искатели приключений в поисках легких и быстрых денег. В те времена процессоры можно было разогнать на четверть от начальной скорости без повышения напряжения, а если повысить вольтаж и заслужить благосклонность удачи, то камень мог ускориться чуть ли не в полтора раза. В этом месте нужно нажать F чтобы отдать честь старичкам Celeron 300A и Core 2 Duo E7200. Или вспомните Athlon XP на ядре Thorton, у которого можно было удвоить кеш L2. А Phenom II X2 5хх при должном везении мог разблокировать ядра и превратившись из двухъядерного процессора в четырехядерный. В основном это было связано с тем, что производитель пытался максимизировать прибыль, поэтому продавал отбракованные процессоры верхнего эшелона под видом моделей начального-среднего уровня с заблокированными ядрами. Вот и получалось, что на деле вы покупали лотерейный билет, который при определенном везении мог превратить тыкву в карету. Сейчас такие фокусы аттракционы щедрости практически не встречаются, поэтому раскачать GTX 1070 в GTX 1080 у вас не получится, какой-бы крутой кулер вы не поставили и сколько бы не дотянули дополнительного питания.
Компьютер может сбоить, глючить и нестабильно работать без всякого разгона, это не новость. Дело в том, что полупроводниковые кристаллы центральных процессоров или памяти видеокарт сложно назвать на 100% стабильными: при любых изменения частот и напряжений в нем возникают какие-то ошибки, которые он в большинстве случаев сам же и решает. Если не решил, то приветствуем синий экран даже на дефолтных настройках. Поэтому разгон скорее усиливает эту нестабильность, но не приносит ничего нового. Собственно, поэтому и существует легион разнообразных стресс-тестов типа AIDA64 и Prime95, которые помогают быстрее найти и проверить на стабильность оптимальные значения частоты и напряжения, при которых система не будет падать.
Это и правда, и не правда. Как лекарство превращается в яд при повышении дозы, так и оверклокинг может совершенно по разному воздействовать на систему. Как показывает практика, среднестатистическая видеокарта с адекватной системой охлаждения позволяет выжать из ядра дополнительные 4 – 6%. В некоторых случаях, как с Zotac GeForce GTX 1050 Ti и кучей других видеокарт среднего уровня, увеличение производительности может достигать 8 – 10%. Тут все будет зависеть от самих комплектующих. К примеру, последние поколения процессоров Ryzen и так разогнаны по самое не хочу, поэтому там скорее нужно получить стабильный турбо-буст у большинства ядер, чем пытаться выжать из него еще 300 МГц. Старые райзены наоборот неплохо разгонялись даже со штатными кулерами Wraith Spire. В общем, для умеренного разгона в большинстве случаев хватает и качественного стокового охлаждения. Другой вопрос, как оно будет шуметь. А вот если вам нужен экстремальный разгон, то добро пожаловать в мир элитных башенных кулеров, водяного охлаждения и термопасты Thermal Grizzly. Впрочем, это уже другая история.
Как видите, оверклокинг тогда и сейчас ― это две разные вещи. Нынче он проще и безопаснее, но с не такими потенциальными выигрышами. И каждый давно для себя решил, хорошо это или плохо. С точки зрения простого пользователя получить дополнительные 5 – 15% к производительности, сделав несколько кликов в Afterburner ― это приятный бонус к покупке.